Перед школой: как ПМПК помогает детям с особыми образовательными потребностями в ВКО
Что важно знать родителям — от обследования до педагога ассистента

Фото: ChatGPT
Проверить, нужна ли ребёнку особая поддержка в учёбе, в Восточном Казахстане помогают специалисты ПМПК. Подробно об их работе рассказал BöriTimes руководитель этой организации Рауан Байчинов.
До старта нового учебного года остаются считаные недели, и для многих семей Восточного Казахстана сейчас особенно актуален вопрос подготовки детей к школе или детскому саду. Особенно это касается ребят с особыми образовательными потребностями.
В таких случаях ключевую роль играет психолого медико педагогическая консультация (ПМПК) – структура, которая помогает определить, какие условия и программы обучения подойдут конкретному ребёнку.
Руководитель областной ПМПК Рауан Байчинов подчёркивает:
«Наша задача не только выдать официальное заключение, но и помочь семье построить понятный маршрут обучения, чтобы обеспечить ребёнку доступ к тем условиям, которые позволят ему максимально реализовать свой потенциал».

Что делает ПМПК
ПМПК обследует детей от рождения до 18 лет, определяет их особые образовательные потребности и подбирает подходящую программу обучения, будь то обычная школа, специальный класс или образовательный центр.
Среди направлений работы:
- выявление особых образовательных потребностей;
- рекомендации по адаптации учебной программы;
- установление типа образовательной программы для ребенка с особыми образовательными потребностями;
- консультации для родителей и педагогов;
- взаимодействие с детскими садами, школами, медучреждениями и соцслужбами;
- методическая поддержка воспитателей и учителей;
- учет и формирование сводной отчетности о детях с особыми образовательными потребностями.
Как попасть в ПМПК
Обследование проводится по инициативе родителей или законных представителей. Родители могут обратиться сами, либо с согласия семьи направление даст детский сад, школа или медицинская организация. Приём детей ведётся только по предварительной записи и в сопровождении родителей.
Обследование и консультирование осуществляют: невропатолог, психиатр, психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог и заведующий ПМПК.
Как подбираются условия обучения
После оценки особенностей ребёнка специалисты могут рекомендовать:
- изменение учебного плана и программ;
- адаптацию способов оценки знаний;
- специальные методы обучения;
- создание безбарьерной среды;
- использование технических средств;
- помощь психолога, логопеда, дефектолога;
- социально педагогическую поддержку;
- сопровождение педагога ассистента.

Педагог ассистент может понадобиться, если у ребёнка есть трудности с поведением, восприятием инструкций, самоорганизацией или серьёзные эмоциональные нарушения. Он является индивидуальным помощником, который посещает все занятия и может работать с ребёнком временно или постоянно, в зависимости от ситуации.
Важно знать: штат педагога ассистента предусмотрен только в общеобразовательных школах и детских садах. В специальных организациях образования дефектологи и воспитатели выполняют свои функции.
«Моему сыну хотели дать инвалидность с диагнозом аутизм, но затем выяснилось, что диагноз другой и у нас есть шанс за несколько лет выйти в нормотипию, для этого важно, чтобы он находился в обществе таких деток. В ПМПК поддержали, и несколько лет в детсаду с нами работал педагог-ассистент, мы его называли тьютором. Сын за это время выучил буквы, участвовал в концертах, общался, показывает хорошие результаты на занятиях», — рассказала Анастасия, мама 6-летнего мальчика.
Когда обращаться?
Первичная оценка проводится при поступлении в детсад или школу. Повторная – в любой момент по инициативе родителей или по запросу образовательной организации (на основании решения службы психолого-педагогического сопровождения), если появляются новые трудности или меняются условия обучения.
Консультация принимает детей в любое время года, но перед началом учебного года – особенно загруженный период. Это время, когда семьи стремятся успеть пройти обследование и получить рекомендации до начала учебного процесса.
«Мы просим родителей вопросы, касающиеся обучения, решать заблаговременно: к примеру, начиная с февраля», — говорит Рауан Байчинов.
Родителям на заметку
По итогам обследования семья получает письменное заключение и рекомендации, где чётко прописаны особые образовательные потребности ребёнка и подходящая форма обучения.
При этом выбор конкретной школы или сада всегда остаётся за родителями.
«В этом году моя дочь (у неё расстройство аутистического спектра) заканчивает занятия в детском саду, ей пора в школу. Мы прошли обследование в ПМПК и получили рекомендации специалистов: учиться в обычной общеобразовательной школе, но пока вместе с педагогом-ассистентом. Школу можем выбрать сами любую. Также дали ценные рекомендации. Я о таких возможностях раньше не знала, благодарна специалистам консультации», — говорит жительница Усть-Каменогорска Айлин.
Почему это важно сделать заранее
- У школы или детсада будет время подготовить условия обучения.
- Родители смогут заранее решить, нужен ли ребёнку педагог ассистент или другие специалисты.
- Сам ребёнок начнёт учебный год в комфортной для него среде.
«Мы хотим, чтобы родители не откладывали обследование на потом. Начало учебного года – это всегда стресс для ребёнка. Если заранее создать для него подходящие условия, адаптация пройдёт мягче и успешнее», — отмечает Байчинов.
Куда обращаться?
В ВКО действуют четыре ПМПК: две – в Усть-Каменогорске, по одной – в Алтае и Шемонаихе.
В Усть-Каменогорске областная ПМПК расположена по адресу Набережная им Е.П. Славского, 42/1. Она обслуживает бывший Октябрьский район, Левый берег и Уланский район.
Ульбинский район города, а также Зайсанский и Тарбагатайский районы обращаются в ПМПК по адресу пр. Абая, 10/1.
Справка:
Психолого-медико-педагогическое обследование детей от рождения до 18 лет включает в себя:
1) неврологическое обследование с целью оценки неврологического здоровья, особенностей сенсомоторного и психоречевого развития, выявления неврологических расстройств, заболеваний и установление влияния неврологических нарушений на развитие, воспитание и обучение ребенка. Проводит консультирование семьи по вопросам лечения и лечебного (охранительного) режима для обеспечения развития, обучения и воспитания детей;
2) психиатрическое обследование с целью оценки психического здоровья, особенностей психоречевого развития, выявления психических расстройств, заболеваний и установление влияния психических нарушений на развитие, воспитание и обучение ребенка. Консультирование семьи и разработка рекомендаций (при необходимости) по вопросам лечения и лечебного (охранительного) режима для детей;
3) психологическое обследование с целью оценки уровня и особенностей интеллектуального и эмоционально-личностного развития, установления вида нарушения психического развития. Консультирование семьи и разработка рекомендаций (при необходимости) по вопросам психического развития, обучения и воспитания ребенка;
4) логопедическое обследование с целью оценки уровня и особенностей речевого развития, установления вида речевого нарушения. Консультирование семьи и разработка рекомендаций (при необходимости) по вопросам речевого развития, обучения и воспитания ребенка;
5) педагогическое обследование с целью оценки объема знаний, умений, навыков у ребенка, их соответствие возрасту, программе и ступени обучения. Консультирование семьи и разработка рекомендаций (при необходимости) по вопросам обучения и воспитания ребенка;
6) социально-педагогическое обследование ребенка и его семьи с целью выявления нужд и потребностей детей в социальной поддержке. Консультирование семьи и разработка рекомендаций (при необходимости) по вопросам социального развития, формирования социально-бытовых навыков.
Ссылка на статью: https://boritimes.kz/news/society/pered-shkoloj-kak-pmpk-pomogaet-detyam-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-v-vko/